Проект "Природные катастрофы Земной цивилизации"                             

 Главная      Проблема     Материалы      Форум      Гостевая   


С.Н. БАБЕНКО

КАКИЕ И КАК СОВЕРШАТЬ ДОБРЫЕ ДЕЛА

 

В настоящее время в России все больше и больше распространяется культ бездуховности. Этот культ распространяется самыми разными способами: телевизионными передачами, действиями политических и общественных деятелей, принятием тех или иных законов и т.д. Несмотря на все разнообразие методов распространения культа бездуховости сущностью их является навязывание человеку стереотипов бездуховного поведения – пренебрежение нравственными нормами ради материальной выгоды. Это пренебрежение нравственными нормами распространяется все больше и больше, проникая в те области, которые традиционно считаются основанными на нравственности. Этими областями являются служение Отечеству, семейный долг, уважение предшествующих поколений и многое другое. Распространению культа бездуховности во многом способствует практически полное отсутствие общественной морали – системы общепринятых правил и норм поведения.

           Культ бездуховности не существует сам по себе, а является результатом деятельности или бездействия самих людей. Культ бездуховности не есть -  как и любой культ, - что-то внешнее по отношению к человеческой личности, а является состоянием души самого человека. Существующий ныне в России культ бездуховности есть состояние души очень многих людей и это состояние души проявляется и в жизни общества, и в состоянии окружающей человека среды.

           Самым значительным проявлением культа бездуховности в жизни общества является распад СССР и последовавшие за ними «демократические» реформы. Распад СССР не был следствием экономической слабости и внешней военной угрозы. Распад СССР был следствием такого нравственного упадка в обществе, при котором правящей верхушке стал не нужен народ своей страны, а народу страна. Распад СССР произошел задолго до его физического распада в сердцах людей, когда вследствие экономических неурядиц и полного пренебрежения гражданами СССР люди просто отвернулись от «центра», который и был на самом деле СССР.

           Последовавшие за этим демократические реформы не только не заполнили существующий в нравственной сфере вакуум, но наоборот – полностью и открыто отбросили всякую нравственность, поставив на ее место чистоган, прикрытый лозунгами о «цивилизованности» и рыночных отношениях.

           Не менее разрушительное воздействие культ бездуховности оказывает и на окружающую человека среду. Сущностью бездуховности является не уменьшение в обществе культурных учреждений, не упадок образования и науки, а пренебрежение нравственными нормами поведения. Нравственными нормами поведения по отношению к природе является не только забота о сохранении окружающей среды, но – и это самое главное, – в отношении человека к природе, - и забота о жизни будущих поколений. Отношение людей к природе в настоящем есть проявление отношения к жизни будущих поколений. В настоящее время в российском обществе отсутствует сколь-нибудь ясное представление о будущем России. Ни одна из ныне действующих политических сил не имеет четкого представления о будущем России и путях его достижения и ограничивается предложениями «косметического» характера. Все это порождает бездумное, варварское отношение к природе и в политических силах, и в самых широких слоях населения. Природа, которая является основой жизни человека вне зависимости от его политической ориентации, стала пасынком в российской обществе.

           Многочисленные природные катастрофы то и дело происходящие и на территории России, и по всему миру есть прямое следствие такого отношения к природе. В каждом конкретном случае причины природных катастроф различны, но общим всех этих причин является бездуховность человека по отношению к природе.

           Распространяющийся в России культ бездуховности является тем более опасным, т.к. в настоящее время только еще только Россия способна противостоять разрастающемуся культу бездуховности во всем мире. Центром распространения бездуховности в мире являются в настоящее время США. Стремление США к мировой гегемонии, стремление навязать другим страна и народам «американский образ жизни» есть прямое и открытое пренебрежение жизнью других людей во всем мире и в настоящем, и в будущем, и даже в пошлом. США открыто пренебрегают историческим прошлым народов  даже целых регионов объявляя их исторический выбор неправильным, не соответствующим стандартам американской демократии и теми или иными способами пытаются свернуть их с выбранного исторического пути развития. Наконец, США стали пренебрегать и своим историческим прошлым вводя все более жесткие меры контроля за ситуацией  в своей собственной стране.

           В основе бездуховного отношения к природе, которая есть не что иное, как материальная среда жизни человека лежит стремление человека жить в искусственной среде обитания – создаваемой им же самим системе машин. При этом эта искусственная среда обитания становится уже самоцелью, а не средством обеспечения жизни и развития человека. И первой жертвой этого культа бездуховности стал сам человека, который рассматривается уже как один из элементов этой искусственной, создаваемой им же самим среды и который должен служить этой среде. Природа оказывается пасынком и средством создания этой искусственной среды обитания. Варварская эксплуатация природных ресурсов, безудержное и все нарастающее загрязнение окружающей среды, опасные и совершенно непредсказуемые эксперименты с биологической природой человека и животных – вот примеры бездуховного отношения человека к природе. Культ бездуховного отношения к природе распространился практически во всех слоях общества формируя, а точнее сказать, деформируя сознание человека  его поведения по отношению к природе.

           В основе бездуховного отношения человека к природе лежит агрессия. Именно агрессия является причиной всех негативных действий человека по отношению к природе. Это агрессивное поведение человека по отношению к природе вместо любви к природе как к основе всей жизни распространилось практически во всех слоях общества начиная от людей занимающих высшие посты в государстве до самых широких слоев населения. Природа перестала восприниматься как самоценность вне зависимости от той практической пользы, которую она приносит человеку, а стала некоторым ингредиентом производства – причем не самым важным. В сознании практически всех социальных групп почти отсутствует представление о природе как о матери –кормилице. Вместо этого «кормилицей» стала экономика, во имя которой природа приносится в жертву. И первой жертвой такого отношения к природе стал сам человек, который является частью природы.

           Человек давно уже перестал восприниматься как самоценность. «Сколько ты стоишь» - вот «экономическое» отношение к природе распространенное в странах материального образа жизни, которые сами себя называют «цивилизованными». Подобное «цивилизованное» отношение к человеку сразу же лишает отношения между людьми всякой духовности, которая есть любовь, и, тем самым, лишает всякой духовности отношение человека к природе. Природа становится такой же экономической категорией, как и человек, что и приводит к подрыву равновесия в природе.

           Этот подрыв равновесия в природе происходит самыми разными путями: от реализации чудовищных проектов строительства гигантских нефтепроводов, до разбрасывания по земле мусора в местах обитания человека. Поступая таким образом человек не только отторгает от себя природу, но и разрушает весьма тонкие взаимосвязи в природе, обеспечивающие ее устойчивость. Как следствие этого стало появление и все большее распространение природных катаклизмов во всем мире. Эти катаклизмы, разрастаясь, угрожают самому существованию человека и это не отдаленная угроза, а реальность сегодняшнего дня. Природа не мстит за бездушное, варварское к себе отношение – человек сам, своими необдуманными поступками создает угрозу своему собственному существованию и только сам, своими собственными действиями может вернуть ситуацию в нормальное состояние.

           Доброта вместо агрессии – вот что может устранить угрозу глобальной катастрофы и не только ликвидировать последствия всех негативных действий человека, но и обеспечить стабильное развитие в будущем.

           Доброта – это добрые мысли, добрые слова, добрые поступки. К сожалению, нынешняя жизнь человека содержит слишком много агрессии, которая не только разрушает природную среду, но и оказывает негативное воздействие на самого человека формируя, в том числе, и агрессивное поведение. Агрессивное поведение людей становится уже как бы нормой. Эта агрессия встречается повсюду: в кинофильмах, в средствах массовой информации, в действиях политических лидеров, в обыденной жизни человека. Люди проявляют агрессию для достижения своих целей, в общении между собой, наконец, в отношении к самим себе. Никто специально не говорит человеку «проявляй агрессию», но весь уклад нынешней жизни постоянно подталкивает человека к появлению агрессии в больших и малых поступках. Остановить это проявление агрессии, вернуть ситуацию в нормальное состояние можно только одним – сознательным сотворением добра. Человек должен сотворять добро сознательно, ясно понимая, что и почему он делает. Бессознательное, случайное сотворение добра рано или поздно неизбежно приведет к противоположному – человек опять бессознательно начнет совершать злые поступки, проявлять агрессию. Сознательное сотворение добра означает, что человек продумать всю свою жизнь, определить, что в этой жизни добро, а что зло и сознательно, ясно понимая необходимость этого и для себя, и для окружающих, найти для себя способ сотворения добра в тех ситуациях, в которых он совершает зло.

           У каждого человека свой путь сотворения добра. Каждый человек может и, - в этом состоит самое главное, - должен совершать добрые поступки. Именно в этом и состоит нормальная человеческая жизнь. Любое уклонение от сотворения добра есть совершение зла и грех.

           Конечно, начать сотворение добра сознательно, ясно понимая насущную необходимость этого в нынешней жизни непросто. Каждый человек в своей жизни чаще или реже совершает добрые поступки. Совершенно злых людей не бывает. Даже самый злой человек осознанно или бессознательно, но совершает добрые поступки – хотя бы и малозаметные. Но сознательное совершение добрых поступков есть постоянная нравственная оценка своих действий и действий окружающих. Слишком много в нынешей нынешней жизни подталкивает человека к прямо противоположному – отказу от нравственного осознания. Часто мы отказываемся от нравственного осознания, когда идем на очередные «выборы без выбора», когда смотрим многочисленные телепередачи весьма сомнительного нравственного содержания, когда пренебрежительно относимся  другим людям, не заботимся о сохранении окружающей среды – даже той, в которой сами же проживаем и т.д. Постоянная нравственная оценка требует духовных усилий. Если бы уклад нашей жизни основывался на нравственных принципах, то человек мог бы иметь нравственные ориентиры в своей жизни, которыми бы и руководствовался. Но, к сожалению, мы живем в такое время, когда нравственные оценки попросту выброшены из жизни, на их место пришел чистоган и откровенный цинизм. И в этих условиях совершение добрых дел требует дополнительных усилий. Но совершать их надо.

           Путей совершения добрых поступков бесконечно много. Не обязательно делать что-то «особенное». Добрыми поступками может быть вся ежедневная, «обычная» жизнь человека. Именно в ежедневной, «обычной» жизни и совершается большая часть злых дел. Каждый поступок, каждое слово, произносимое человеком, может быть добрым или злым в зависимости от того, на что направлено это деяние, с каким внутренним состоянием оно совершается. Необходимо нравственно оценивать каждый поступок – и свой, и других людей.

           Это не требует финансовых затрат, указов президента, специального обучения и т.д. Для этого необходимо ясное осознание насущной потребности – и для каждого человека в отдельности, и для всех людей вместе взятых, - совершения добрых дел. А для этого необходимо, что бы каждый человек спросил сам себя, как бы ему хотелось, что бы люди, природа к нему относились – с добром или создавали ему проблемы, - и
поступать также.

           Конечно, начать сознательно совершать добрые поступки не просто. Многое в нашей жизни препятствует сознательному сотворению добра, слишком много подталкивает человека к бессознательному, бесконтрольному проявлению агрессии. Но совершать добрые дела совершенно необходимо иначе зло, совершаемое в жизни людей, рано или поздно настигнет каждого человека.

 

 

Другие статьи на данную тему

 
Базовая модель кризиса Земной цивилизации

Угрозы глобальной катастрофы Земной цивилизации

 Природные катастрофы и духовность